ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ, ЧТО С ЧЕМ ЕДЯТ?
Часть 1. Всем известная проблема…
Многие хозяева, особенно счастливые обладатели «аллергичных пород», хорошо знают, что такое аллергия. Экземы на голове и спине, разнообразные высыпания на животе и внутренней поверхности бедер. А еще есть какой-то загадочный «аллергический отит». Ну, и совсем страшные «склонность к анафилаксии» и «астма»…
Аллергию принято считать загадочной и неуловимой болезнью, которую приходится «вычислять», исключая из рациона те или иные продукты. Порой, такой метод приводит к весьма печальным последствиям и доводит людей в борьбе с аллергией до абсолютных крайностей и не редко попадаются собаки, которых кормят практически одним голым рисом или овсянкой. При этом, естественно, собачки и кошечки проходят регулярные «противоаллергические курсы», состоящие из нарастающих доз гормонов…
Помогает такая «терапия» ненадолго, поскольку является лишь симптоматической, т.е. убирающей внешние проявления сложного патологического процесса. Говоря проще, гормональная терапия является не более чем косметическим ремонтом. Да и какой ценой дается это простое и всем понятное «снятие зуда»? Гормоны отключают иммунитет, и все иммунные реакции прекращаются, в том числе и реакции на коже.
На заре своего аптечного появления глюкокортикостериодные гормоны были довольно «слабенькими». Первый из них, гидрокортизон, вообще является аналогом естественного гормона. Потом появился преднизолон, он оказался примерно в 7 раз сильнее гидрокортизона. Потом дексаметазон, он был уже в 35 раз сильнее исходного гидрокортизона. Далее появился бетаметазон, и наконец, триамцинолон. Сила этих препаратов не поддается измерению. Известно лишь, что триамцинолон способен выключать иммунитет на срок около 6 месяцев.
На этом «наука об аллергии», как правило, заканчивается. Гормональная терапия повторяется из раза в раз, а потом «вдруг» наступает состояние, когда животное прекращает есть, появляется рвота и вялость, а вот температуры, как правило, нет. Хозяева в очередной раз везут своего питомца в клинику, и там ему ставят загадочный диагноз «отравление». Чем отравился котик – никому не известно, но зачем-то начинают вслух перебирать различные яды, которые могут оказаться дома. В итоге, все сводится к формулировке «на улице что-то подобрал» или «у меня под ванной моющее стоит». Формулировки, в принципе, универсальные. Все ходят на улицу и «могут там что-то подобрать», и у всех под ванной «что-нибудь стоит», а еще где-нибудь «вчера мыли пол с белизной». Доказательная медицина в это время, наверное, спит в темной ординаторской на неудобном диване и вздрагивает во сне. Но еще больше она начинает беспокоиться, когда такое «отравление» начинают лечить дежурными двумя-тремя уколами, один из которых всё тот же гормон, в хорошей такой, «ударной дозе». Доказательная медицина тем временем покрывается холодным потом и начинает наматывать на себя простыню. Второй укол, а это обычно вездесущая «розовая жидкость», заставляет доказательную медицину скрежетать во сне зубами. И лишь антибиотик, назначенный «на всякий случай» приносит долгожданное успокоение. Доказательная медицина, тяжело вздохнув, переворачивается на другой бок и, засыпает на скомканной постели… Ей всю ночь снится Кашпировский со шприцем, в который он набирает пресловутую «розовую жидкость» из 3-литровой банки с надписью «от аллергии..
Часть 2. Что там происходит…
Попробуем всё же разобраться в механизмах аллергии. Прежде всего необходимо понять, что аллергия это слишком активная работа настороженного иммунитета. Он атакует буквально всё, даже обычные бактерии и грибки, которые живут на коже, становятся мишенями. В результате развивается влажная экзема. Если затронута кожа слухового прохода, то это «аллергический отит». Также аллергия может проявляться в виде разных сыпей, отека морды, болезненности в горле, разнообразных припухлостей кожи, приступа астмы.
Все эти эффекты вызывает аллергический гормон – гистамин. Вот кто главный командир любой аллергии. Он включает иммунитет на максимум. Чем больше его в крови, тем выше аллергический фон, тем выше готовность иммунитета устроить маленькую победоносную войну с первым встречным. При этом иммунитет не жалеет даже клетки и ткани собственного организма, уничтожая их при малейшем подозрении.
Что приводит иммунитет к состоянию такой высокой боеготовности? Почему вдруг в организме собаки или кота вдруг начинается война? Откуда берется этот самый гистамин, и как это связано с едой?
Ответ на этот вопрос довольно прост. Иммунитет активизируется при реальной угрозе жизни. Эта угроза исходит из кишечника, в первую очередь из 12-ти перстной кишки. Это самая важная кишка, в нее впадает проток из желчного пузыря и поджелудочной железы. Если там всё нормально, то хорошие бактерии в кишке сидят себе тихо и кушают то, что им положено, давая взамен организму витамины. Но если пищи вдруг становится слишком много, например при переедании, особенно когда съедено много однотипного корма, например каши, бактерии начинают безудержно размножаться. Их число стремительно увеличивается, и вот они уже пытаются внедриться в проток желчного пузыря и поджелудочной железы. Фактически, бактерии через желчный пузырь рвутся в печень, туда, где «тепло и вкусного много». Потому организм начинает активно защищаться от угрозы погибнуть от сепсиса. Поджелудочная железа, которая также как и печень находится под угрозой, выбрасывает в кровь тот самый гистамин, который является сильнейшим сигналом для иммунитета. Под действием гистамина иммунные клетки начинают переходить из крови в ткани, при этом туда же идет жидкая часть крови, в результате развиваются отеки и припухлости. В этих очагах идет активная химическая война. Даже если иммунитет не находит врага, он на всякий случай атакует свои ткани, которые «заподозрены в укрывательстве возбудителей». Это и есть аллергия. При аллергии страдает не только кожа. Кожа, это то, что мы видим глазами, снаружи. Самое неприятное происходит внутри. Иммунитет атакует нормальные бактерии на слизистой оболочке кишечника, в итоге развивается воспаление кишечника, которое может сопровождаться болью, расстройством и спазмами.
Если переедание происходит постоянно, одними и теми же продуктами, ситуация гистаминовой тревоги наступает с каждым разом всё быстрее и быстрее. В какой-то момент организму уже не нужно дожидаться развития массы лишних бактерий, он уже знает этот сценарий наперед. Организм начинает реагировать на сами компоненты пищи. Так развиваются пищевые аллергии. К примеру, если собака когда-нибудь объедалась гречкой, и потом сильно болела, организм хорошо запомнит этот эпизод, и будет впадать в панику при появлении даже маленького количества гречки в кишечнике. По такому механизму может развиться аллергия практически на любой продукт. Сами вещества, содержащиеся в продукте, на которые реагирует организм, называются аллергенами.
Пищевые аллергены можно разделить на три большие группы.
Первая – белки злаков, в первую очередь пшеницы и родственных растений (глютен). Это самый распространенный аллерген.
Вторая группа это молочный белок (казеин). Он вызывает аллергию реже, чем глютен. Аллергеном казеин становится обычно в раннем возрасте, когда котенка или щенка выкармливают коровьим молоком, перекармливая при этом.
Третья группа – рыба и морские членистоногие. Многие виды рыб, особенно скубрия и тунец, содержат большое количество гистидина, который при прогоркании превращается в гистамин, иногда концентрация гистамина в прогоркшей морской рыбе может быть крайне высокой, и вызывать анафилактический шок.
Отдельно стоит упомянуть аллергию на насекомых. Обычно укусы насекомых вызывают минимальную кожную реакцию. Если животное начинает активно чесаться, это является признаком повышенного аллергического фона, другими словами – высокого количества гистамина.
Про атопический дерматит https://vk.com/wall-135003714_973154